Как правильно выбрать автошколу
Приветствую Тебя, уважаемый читатель!
Если Ты читаешь эту статью, значит, Ты всерьез решил
разобраться в вопросе получения водительского
удостоверения исключительно собственными силами, не
прибегая к помощи различного рода дельцов от
автошкольного бизнеса, мутных посредников и не чистых на
руку сотрудников ГАИ (ГИБДД).
Уверен, что потраченное время с лихвой окупится в
дальнейшем и позволит сохранить не только деньги, но,
что самое важное, и время, и нервы.
Право на такую уверенность мне дает долголетний, чуть
менее четверти века, опыт службы в Госавтоинспекции МВД
России на различных должностях от государственного
инспектора, осуществляющего прием экзаменов, и
руководителя экзаменационного подразделения
регионального уровня до руководителя
регистрационного-экзаменационного отделения,
надзирающего за предоставлением государственных услуг на
территории целого субъекта и, конечно, работа
руководителем государственной автошколы.
Статья будет содержать не только практические советы, но
и ссылки на нормативные правовые акты МВД России,
постановления Правительства Российской Федерации,
Федеральные законы и так далее. Естественно, что на
момент прочтения указанные документы могут утратить свою
актуальность, но изучив внесенные в них изменения, можно
уверенно воссоздать ясную и актуальную картину
рассматриваемого вопроса.
Итак, приступим…
Кто может стать водителем?
Условия получения права на управление транспортными
средствами установлены статьей №26 Федерального закона
от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного
движения".
Для того чтобы конкретизировать рассматриваемый вопрос,
остановимся на получении права на управление
транспортными средствами категории "В" или легковой
автомобиль. При этом необходимо понимать, что к
транспортным средствам категории "В" относятся
автомобили (за исключением транспортных средств
категории "A"), разрешенная максимальная масса которых
не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест
которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
автомобили категории "B", сцепленные с прицепом,
разрешенная максимальная масса которого не превышает 750
килограммов; автомобили категории "B", сцепленные с
прицепом, разрешенная максимальная масса которого
превышает 750 килограммов, но не превышает массы
автомобиля без нагрузки, при условии, что общая
разрешенная максимальная масса такого состава
транспортных средств не превышает 3500 килограммов.
Право на управление транспортными средствами категории
"В" предоставляется лицам:
1. сдавшим соответствующие экзамены;
2. достигшим восемнадцатилетнего возраста;
3. имеющим действующее водительское удостоверение.
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с
автоматической трансмиссией, российские национальные
водительские удостоверения выдаются с проставленной
отметкой о праве управления транспортными средствами
соответствующей категории или подкатегории только с
автоматической трансмиссией.
Наличие у водителя водительского удостоверения,
подтверждающего право на управление транспортными
средствами категории "В", дает ему также право управлять
мопедами и легкими квадрициклами, то есть транспортными
средствами категории "М", а так же трициклами и
квадрициклами, входящими в подкатегорию "В1".
Из трех указанных выше условий допуска к управлению
транспортными средствами категории "В" наибольший
интерес вызывает сдача экзамена, так как логическим
завершением именно этого процесса и является получение
заветного водительского удостоверения.
Установлено, что к сдаче экзаменов на право управления
транспортными средствами категории "В" допускаются лица:
1. достигшие 17 летнего возраста;
2. имеющие медицинское заключение об отсутствии
противопоказаний к управлению транспортными средствами
категории "В";
3. прошедшие в установленном порядке соответствующее
профессиональное обучение.
Необходимо отметить, что согласно Правилам дорожного
движения Российской Федерации к учебной езде на легковом
автомобиле на дорогах допускаются обучающиеся вождению,
достигшие 16 летнего возраста. А выдается водительское
удостоверение указанным выше лицам, успешно сдавшим
экзамены, только по достижении 18 летнего возраста.
Из сказанного выше становится понятно, что раньше 16 лет
заниматься решением рассматриваемой проблемы нет
никакого смысла. А я бы посоветовал начинать обучение
после исполнения 17 летнего возраста. Однозначно,
придется пройти профессиональное обучение в автошколе и
сдавать экзамены в ГАИ (ГИБДД).
Настойчиво рекомендую идти именно по законному пути
получения водительского удостоверения, так как в
большинстве случаев результатом "покупки" водительских
удостоверений, которые мне стали известны, оказывались
документы, ценность которых при современном
информационном оснащении правоохранительных органов,
является ничтожна. При этом в случае выявления
сотрудниками ГАИ (ГИБДД) такого документа при управлении
транспортным средством, не числящегося в информационных
учетах правоохранительных органов, неприятности ждут
самого горе-водителя, вплоть до уголовной
ответственности.
Понимание и осознание совершенного преступления, а
именно так квалифицируется данное деяние ст. 327 УК РФ "Подделка,
изготовление или оборот поддельных документов,
государственных наград, штампов, печатей или бланков",
иногда наступает по истечении продолжительного времени,
когда "купивший" права водитель уже сам поверил в то,
что они настоящие. Но оно обязательно наступает!
Итак, уважаемый читатель, Ты решил получить права
законно! Предупреждаю, что на этом пути не раз будут
возникать соблазны пойти по
"кривой" дорожке. Но Ты
держись! А мой многолетний опыт будет Тебе поддержкой.
Сколько это вообще стоит?
Для большинства людей определяющим фактором при решении
любой жизненной задачи является цена, которую нужно
платить за ее решение. Не является исключением и
прохождение профессионального обучения в автошколе, но
нужно понимать, что существует баланс: чем меньше денег
Ты потратишь на обучение, тем больше времени и нервов Ты
потратишь на экзамены.
Экономию на обучении в автошколе можно получить
исключительно путем уменьшения объема изучаемого
материала, что напрямую влияет на конечный результат.
Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 "Об
утверждении примерных программ профессионального
обучения водителей транспортных средств соответствующих
категорий и подкатегорий" установлен минимальный объем
материала, изучаемого при обучении по профессии "Водитель
транспортного средства".
Курс подготовки водителей транспортных средств категории
"В" с механической трансмиссией составляет 190 часов, из
которых 56 часов практических занятий являются
астрономическими (по 60 мин.), а остальные
академическими (по 45 мин.). Курс подготовки водителей
транспортных средств категории "В" с автоматической
трансмиссией составляет 188 часов, уменьшение
обусловлено сокращением практического курса на 2
астрономических часа с 56 часов до 54 часов,
теоретическая часть у обоих курсов абсолютно одинаковая.
Именно поэтому обучающиеся по программам
профессионального обучения водителей транспортных
средств категории "В" с различными типами трансмиссии
проходят теоретическую подготовку в одних группах.
Разберемся, из чего же в первом приближении складывается
стоимость курса подготовки:
1. Расходы на организацию образовательного процесса (аренда
класса, зарплата персонала, расходы на рекламу,
обязательные отчисления).
2. Расходы на проведение теоретической подготовки.
3. Расходы на проведение практической подготовки.
По состоянию на весну 2022 года расходы автошколы на
полный курс теоретической подготовки в Ярославле
составили 13000 – 20000 рублей, что с учетом средней
продолжительности обучения (3-4 месяца) соответствует
3500 – 5000 руб. в месяц. То есть, независимо от
количества обучающихся в группе, автошкола вынуждена
выплачивать до 5000 рублей преподавателю теории
ежемесячно.
Основную расходную часть обучения составляют расходы на
проведение обучения вождению транспортного средства.
Чтобы понимать порядок стоимости таких услуг, можно
обратиться к информации, размещенной на
Интернет-площадках Avito или Юла (не реклама).
По состоянию на весну 2022 года стоимость занятия
продолжительностью 90минут, а именно такая
продолжительность практических занятий устоялась в нашей
области, составляет 750-900 рублей для механической
коробки передач и до 900 - 1000 рублей для
автоматической коробки передач.
Остановимся на минимальном значении стоимости
практического занятия продолжительностью 90 минут на
автомобиле с механической коробкой передач в 750 рублей.
Стоимость 1 астрономического часа такого занятия
составит 500 рублей, и это минимальное количество денег,
которое хочет видеть инструктор в своем кармане,
разместивший свое объявление на Интернет-площадке.
Таким образом, стоимость курса обучения вождению на
автомобиле с механической коробкой передач
продолжительностью 56 астрономических часов (по 60 минут)
составит 28000 рублей. Для автоматической коробки
передач стоимость курса обучения вождению
продолжительностью 54 астрономических час (по 60 минут)
составит более 32000 рублей.
Эти нехитрые расчеты определяют минимальную стоимость
обучения при условии, что автошкола бесплатно проведет
Твою теоретическую подготовку и на протяжении 3-4
месяцев не будет платить аренду за помещения, где Ты
будешь учиться, а также зарплату персоналу и
обязательные платежи… При этом учредитель автошколы
также не получит прибыли от такого бизнеса! Ты веришь в
такую бизнес-модель!? Я – нет!
Кто будет бесплатно сидеть по 8 часов в офисе и
оформлять договоры и разные другие текущие документы,
читать лекции по 4 часа в день, ездить в ГАИ для
организации проведения экзаменов!? Правильный ответ –
никто!
Именно поэтому и с учетом налогов, подлежащих
обязательной уплате по результатам экономической
деятельности, стоимость профессионального обучения по
программе подготовки водителей транспортных средств
категории "В" с механической трансмиссией по состоянию
на весну 2022 года не может быть ниже 34000 рублей и
37000 для автоматической трансмиссии.
При этом снижение расходов на обучение в автошколе может
быть достигнуто при наличии водительского удостоверения,
дающего право на управление транспортными средствами
других категорий, так как здесь уже будут применять
программы переподготовки водителей, содержащие меньший
объем занятий.
Таким образом, заманивание учеников в автошколу
заниженной ценой связано исключительно с обманом,
имеющим различные проявления. Например:
1. Подмена астрономических часов практических занятий (по
60 минут) академическими часами (45 минут), что дает
экономию в целых 25%. При такой схеме стоимость
практического курса обучения вождению на легковом
автомобиле с механической коробкой передач снизится до
21000 рублей, что при заявленной стоимости полного курса
обучения в 28000 рублей позволяет решать все, указанные
выше, вопросы.
2. Подмена очных теоретических занятий и дистанционных
занятий просмотром видеороликов, так называемых "мультиков".
Расходы на Твою теоретическую "подготовку" при такой
схеме организации обучения у автошколы практически
отсутствуют.
3. Уменьшение объема образовательных услуг, как правило,
практических занятий. Такая схема реализуется
посредством «навешивания на уши лапши» об уникальных
методиках, разработанных автошколой, суперинструкторах и
так далее, что позволит Тебе освоить программу
значительно быстрее, чем другим. То есть задача
менеджера в данном случае убедить Тебя в Твоей
исключительной уникальности. Но чудес не бывает!
Практически все осваивают программу подготовки водителей
примерно одинаково.
4. При заявленной стоимости обучения в несколько раз
ниже разумного значения часть денег с тебя
предполагается получить за проведение внутренних
экзаменов, стоимость проведения которых завышается в
десятки раз и прописывается мелким шрифтом в договоре.
5. Ну и самый веселый случай, это когда Тебе предлагают
заключить договор о профессиональном обучении по
программе подготовки водителей транспортных средств за
символическую стоимость, обосновывая это тем, что ходить
на занятия не придется совсем, а через 3-4 месяца
свидетельство об окончании автошколы Ты просто заберешь
в офисе...
В этих и других случаях пострадавшим окажешься либо Ты
сам, потратив время и нервы на безуспешные попытки сдать
экзамен в ГИБДД, либо Твои родные и близкие, оказавшиеся
в Твоем автомобиле, либо несчастные участники дорожного
движения, которые встретятся Тебе на дороге.
И если Ты готов взять грех на душу, то можешь закончить
читать эту статью! А если нет, то приступим к выбору
автошколы!
Предварительный выбор автошколы.
Выбор автошколы необходимо начинать только после полного
осознания следующих важных моментов:
1. Тебе это нужно!
2. Ты сможешь ее закончить за 4-6 месяцев!
3. У тебя есть достаточно средств на полную оплату
обучения!
Если Ты будешь ходить на практические занятия 1 раз в
месяц, то каждое новое занятие будет для тебя как первое,
и толку от такой учебы не будет совсем!
Если Ты понял, что готов к обучению в автошколе, то
самое время перейти к ее выбору.
На начальном этапе поиска необходимо выбрать 3-5
автошкол. Что, на мой взгляд, должно быть учтено при
выборе автошколы на данном этапе:
1. Расположение класса для теоретической подготовки.
Поездки к месту обучения на общественном транспорте 2-3
раза в неделю на протяжении 3-4 месяцев могут вылиться в
приличную сумму.
2. Расположение закрытой площадки для первоначального
обучения управлению транспортным средством. (Те же
причины, что и в п. 1).
Для поиска автошколы по территориальному признаку можно
воспользоваться Яндексом, сформировав запрос, например:
"автошколы Ярославля". Результатом поиска будет
интерактивная карта с указанием мест расположения
искомых организаций.
Выбрав несколько автошкол, удовлетворяющих Тебя
территориально, необходимо убедиться в том, знают ли о
них в ГАИ (ГИБДД), то есть законна ли их деятельность, а
также могут ли они вести образовательную деятельность в
указанных местах. Допустим, что одной из организаций,
привлекших Твое внимание, стал "Центр подготовки
водителей" Ярославского государственного технического
университета.
Единственным источником получения достоверной информации
является официальный сайт Госавтоинспекции МВД России (https://гибдд.рф).
Чтобы получить более подробную информацию об автошколе
необходимо на сайте выбрать регион, в котором Ты намерен
пройти обучение, например Ярославская область (выбор
региона производится с помощью карты или списка, в
правом верхнем углу сайта).

После загрузки регионального раздела сайта Тебе
необходимо найти раздел "Автошколы", он находится справа
(очень важно, чтобы Ты оказался на главной странице
регионального сегмента, для этого необходимо еще раз
нажать на название субъекта).
Пролистываешь главную страницу вниз и находишь
интересующий Тебя раздел, заходишь в него и видишь
список автошкол Ярославской области. При этом в данном
разделе можно осуществлять поиск, как по наименованию
автошколы, так и по наличию заключения ГИБДД о
соответствии учебно-материальной базы установленным
требованиям.
К примеру, если в строке поиска ввести "технический
университет", то на экране появится ссылка на
информационную карточку автошколы.
Для
ознакомления с автошколой нажми ссылку "Подробнее" и Ты
получишь более подробную информацию, такую как: "Сведения
о согласованных ГАИ (ГИБДД) программах", "Сведения о
местах ведения образовательной деятельности (учебные
классы и закрытые площадки) с отображением на карте", "Сроки
действия заключений о соответствии учебно-материальной
базы", "Сведения об официальном сайте и адресе
электронной почты автошколы" и "Полное наименование
образовательной организации и ИНН".

То есть после изучения информационной карточки можно
сделать вывод, что данная автошкола проверку ГИБДД (ГАИ)
прошла, и свидетельства, выдаваемые этой организацией
после окончания профессионального обучения, принимаются
экзаменационными подразделениями ГИБДД, и места ведения
образовательной деятельности соответствуют выданному
заключению.
Теперь Ты умеешь "пробивать" автошколу по сайту ГАИ (ГИБДД),
этот навык при выборе автошколы потребуется тебе не один
раз!
Принятие предварительного решения.
Предварительно выбрав несколько автошкол, начинай их
детальное изучение.
Первое, что Ты должен сделать, это "пробить" все
выбранные автошколы через сайт ГИБДД (ГАИ). При
проведении такой проверки особое внимание обращай на
название учебной организации, ее реквизиты (ИНН) и
разрешенные ГАИ (ГИБДД) места ведения деятельности,
иначе Ты рискуешь пройти обучение не на нормальной
закрытой площадке, а на какой-нибудь парковке у
торгового центра.
В случае если сведения о выбранной тобой автошколе
отсутствуют в информации ГАИ (ГИБДД), стоит задуматься,
каким образом эта автошкола функционирует, что делать
после ее окончания, и будет ли действителен документ об
ее окончании.
Признаюсь, что иногда сведения о проведении проверок
автошкол заносятся на сайт ГАИ с задержкой. И это
обстоятельство, конечно, надо принимать во внимание. Но
такая задержка не может быть более 2 – 3 недель.
Также, если Ты не нашел сведений о выбранной автошколе в
своем региональном разделе сайта ГАИ (ГИБДД), то,
возможно, автошкола проходила проверку в ГАИ другого
региона и вполне законно может функционировать там, но
тогда должен возникнуть вопрос "А что эта автошкола
делает здесь?". Ломать голову и отвечать на него не надо,
просто продолжи поиск.
Продолжим работу Интернет-поисковиком! Сформируй запрос,
например, "лучшая автошкола Ярославля" и обрати свое
внимание на результаты поиска. Как правило, на первых
2-3 страницах поисковика будет информация про одну или
две автошколы! И если эта автошкола есть в Твоем
предварительном списке, то на 99% можешь ее оттуда
вычеркивать, так как организация, ведущая процесс по
всем правилам, не в состоянии тратить более 150 – 200
рублей с каждого ученика на рекламу, а такое активное
продвижение в сети Интернет стоит очень дорого, что
говорит о том, что такая автошкола свое продвижение в
Интернете сделает за Твой счет указанными выше способами.
Круг поиска постепенно сужается, Ты уже отказался от
автошкол которые:
– не удовлетворяют Тебя территориально;
– не значатся в Твоем региональном разделе сайта ГАИ;
– очень активно вылезают в поисковиках по запросам "лучшая
автошкола...".
Очень важным моментом в выборе автошколы является
внимательное изучение Интернет-сайта образовательной
организации. Наличие у образовательной организации
Интернет-сайта, а не группы в VK или другой социальной
сети, является обязательным условием ее деятельности.
Так как Ты не являешься специалистом органа управления
образованием или Роспотребнадзора, то изучение сайтов
необходимо производить с точки зрения наличия признаков,
которые должны тебя насторожить и (или) даже заставить
отказаться от услуг такой автошколы.
Итак, какая информация или ее отсутствие на
Интернет-сайте должно насторожить:
1. Отсутствие полных сведений об организации (полного
наименования юридического лица, ИНН и так далее),
присутствует только брендовое наименование. (Например: "Автошкола
Бегемот" и всё….!)
2. Отсутствие сведений о лицензии на право ведения
образовательной деятельности. (также «кривая» автошкола
может разместить у себя на сайте копию лицензии
нормальной образовательной организации и (или)
использовать для реализации своих замыслов похожее
брендовое наименование…. ).
3. Отсутствие сведений о программах профессионального
обучения водителей, реализуемых этой учебной
организацией и согласованных ГАИ.
4. Наличие только мобильного телефона (нестабильный
показатель).
5. Отсутствие сведений о полной стоимости обучения по
выбранной Тобой программе.
6. Информация о стоимости полного курса подготовки,
которая значительно ниже расчетной.
7. Информация об "уникальных" методиках обучения.
8. Сведения о возможности уменьшения количества занятий,
предусмотренного примерными программами подготовки
водителей, например: "Вы учитесь столько, сколько Вам
нужно", "Специальная программа для продвинутых" или "Зачем
переплачивать, если Вы и так все знаете и умеете".... (
лозунги взяты с реальных сайтов автошкол)
9. Заявления об обязательной сдаче экзамена с первого
раза, например: "Только у нас сдача с первого раза
100%", "Если не сдадите экзамен с первого раза, то
вернем 100% стоимости обучения"... (лозунги взяты с
реальных сайтов автошкол)
10. Гарантии сдачи экзамена, например: "Гарантируем
сдачу экзамена в ГИБДД" или "Если не сдадите экзамен, то
вернем деньги"… (лозунги взяты с реальных сайтов
автошкол)
11. Заявления об исключительном взаимодействия с ГАИ,
например: "Только у нас ГАИ проводит экзамены на машинах
автошколы"... (лозунги взяты с реальных сайтов автошкол)
Ни одна автошкола, работающая на рынке продолжительное
время и предполагающая продолжать эту деятельность, не
станет делать подобные заявления. Так как гарантировать
результат экзамена на 100% можно только в одном случае…..,
если его не сдавать совсем! В любом другом случае
возможны различные варианты. Также подобные лозунги
сильно привлекают подразделения собственной безопасности
МВД и контрольно-профилактические службы ГАИ, что
впоследствии негативно сказывается на репутации
автошколы, если, конечно, эти службы и подразделения «не
спят на воротнике», а выполняют свою работу.
В результате проделанной работы у тебя на руках
останется 1-2 автошколы, которые и нужно обзвонить или
посетить лично.
Мой совет: все сомнения трактуй в свою пользу и исключай
из своего списка автошколы по любому из указанных выше
признаков! Если Ты сомневаешься в правильности и
объективности проведенных "поисковых" мероприятий,
повтори весь процесс с самого начала! Что с учетом
полученного опыта будет не сложно и не займет много
времени!
Разговор об обучении с менеджером автошколы.
Очное знакомство с автошколой может напоминать по
содержанию телефонный разговор, менеджер должен
почувствовать, что Ты разбираешься в вопросе и "вешать
на уши лапшу" нет никакого смысла. В ходе беседы лучше
говорить с менеджером на его языке, используя такие
понятия, как: академический час, астрономический час и
так далее.
Результатом беседы по указанным выше вопросам должно
стать либо заключение договора, либо отказ от его
заключения.
Фактические условия обучения.
Несмотря на то что обучение будет происходить на
основании договора, необходимо понимать, что всех
нюансов в нем не предусмотреть.
Обязательно уточни у менеджера, на каком этапе обучения
начинаются занятия по обучению вождению транспортного
средства, как производится итоговая аттестация (внутренние
экзамены), сколько стоят дополнительные услуги (повторное
проведение внутренних экзаменов и проведение
дополнительных занятий).
В случае обращения в автошколу по рекомендации или
совету пройти подготовку у конкретного инструктора
обязательно уточни у менеджера такую возможность.
Так же очень важно обсудить случаи перерыва в обучении и
механизм оформления такого перерыва, что с учетом
неблагоприятной эпидемиологической обстановки очень
актуально.
Изучение договора на обучение.
Нельзя подписывать документы без их прочтения! Эта
простая истина очень часто забывается нами, что
впоследствии может привести к не очень веселым
последствиям.
На своей практике я встречал договоры на обучение, в
которых стоимость проведения внутренних экзаменов (первичная
сдача которых должна быть включена в программу)
оплачивалась отдельно, причем в размере сопоставимом со
стоимостью всего курса обучения!
Например, Ты подписал договор о том, что Тебя выучат за
17000 рублей, но в договоре мелким шрифтом написано, что
за внутренний теоретический экзамен надо заплатить 10000
рублей и за внутренний практический экзамен нужно также
заплатить 10000 рублей, что в сумме составит уже 37000
рублей. И ты вынужден будешь их заплатить, так как без
проведения внутренних экзаменов автошкола не выдаст
свидетельство об окончании обучения.
Анализ впечатлений и принятие окончательного решения.
Не торопись подписывать договор!
Проанализируй полученную информацию, ее много и на это
может понадобиться время. Выйди из офиса, прогуляйся,
осмысли ситуацию и прими решение.
Если Ты решил заключить договор, то учти, что работающие
граждане могут получить так называемый кэшбэк от
расходов на образование в виде возврата подоходного
налога. Но эта схема работает только для работающих! То
есть, если Ты не трудоустроен, то такой договор могут
заключить твои работающие родители и он будет 3-х
сторонним, также для оплаты обучения можно использовать.
С уважением,
А. Смирнов |