Особенности сдачи экзамена на права в Ярославле и Ярославской
области
К счастью или несчастью, но Ярославская область и г.
Ярославль в частности выделяется на общем фоне экзаменационной
деятельности МВД России.
Экзаменационные подразделения столицы "Золотого кольца"
на стыке веков одними из первых внедрили видеозапись практических
экзаменов! Впоследствии данный опыт применения средств объективного
контроля был внедрен повсеместно и в настоящее время закреплен в
соответствующем
постановлении Правительства нашей страны в виде обязательного
требования к экзаменационным транспортным средствам. На протяжении
последних 15-20 лет при активном участи руководителей областного
ГИБДД Ильина Александра Владимировича и Сироткина Андрея Вячеславовича
экзаменационные подразделения ГИБДД Ярославской области постоянно
наращивали группировку экзаменационных автомобилей,
принадлежащих именно
полиции. Целью данных мероприятий было отлучение от кормушки жуликов и
мошенников от автошкол. При этом первичный экзамен сдавался на
транспортных средствах, используемых автошколами для профессионального
обучения водителей.
Надо отметить, что
проведение экзаменов с использованием только транспортных средств ГИБДД
так и не было реализовано на территории Ярославской области. С началом
активного использования казенных автомобилей при предоставлении
государственных услуг региональное управление МВД России столкнулось с
высокими расходами на ремонт и содержание экзаменационных автомобилей,
но героически финансировало это направление в целях профилактики
коррупционных явлений.
В последнее время
из системы МВД доходят слухи об ухудшении финансирования автомобильного
сектора, есть информация, что в ряде случае сотрудникам полиции
приходится нести службу на личном транспорте.
С марта 2022 года в
соответствии с
новым
порядком взаимодействия автошкол и экзаменационных подразделений ГИБДД
на территории Ярославской области кандидаты в водители, не сдавшие
практический экзамен с первого раза, могут пойти на повторный экзамен на
автомобиле автошколы в составе организованной группы. Такой порядок
однозначно снизит расходы на ГСМ для экзаменационных автомобиле и
расходы на их содержание, но удастся ли сохранить заваеванные в борьбе с
коррупцией позиции? Как только стало известно о нововведении ряд
автошкол задрал цену за возможность сдавать повторный экзамен с
автошколой до 6000 рублей! В последствии стоимость данной услуги
остановилась в районе 2000 рублей.
Но к сожалению
нельзя сказать, что с экзаменами в ГИБДД Ярославля и Ярославской области
все замечательно...
На территории Ярославской области действуют 7
регистрационно-экзаменационных подразделений. Подробнее о каждом из них
можно узнать на
официальном сайте Госавтоинспекции МВД России. Из 7 подразделений 3
являются межрайонными (далее - МРЭО) и находятся
в подчинении областного УМВД, а 4 подразделения (далее - РЭО)
подчиняются районным отделам.
Хочется сразу отметить, что сдать экзамены и получить водительское
удостоверение можно в любом из этих подразделений независимо от
прописки.
Естественно, что
самым противоречивым и резонансным является крупнейшее
регистрационно-экзаменационное подразделение
-
МРЭО ГИБДД УМВД России по
Ярославской области (дислокация г. Ярославль), о нем и поговорим,
а точнее поговорим об его экзаменационном отделении.
В далекие годы экзаменационное
отделение было самостоятельным подразделением и называлось 1 МЭО ГИБДД,
одним из руководителей которого был Ваш покорный слуга. В результате
организационно-штатных мероприятий самостоятельное экзаменационное
подразделение объединили с самостоятельным регистрационным отделением и
получился монстр с огромным количеством руководителей,
который и называется сейчас МРЭО ГИБДД. Прискорбно осознавать, что в
настоящее время по вертикали управления от МРЭО ГИБДД УМВД России по
Ярославской области (дислокация г. Ярославль) до регионального
управления ГИБДД отсутствуют руководители, имеющие практический
опыт экзаменационной деятельности. И если фигуристов может тренировать
человек который не умеет стоять на коньках, то в вопросах предоставления
государственных услуг подобная ситуация напрямую отразится на их
качестве.
С апреля 2021 года изменился
порядок предоставления государственной услуги по проведению экзаменов и
выдачи водительских удостоверений - два этапа практического экзамена
объединили в один. Хорошо это или плох покажет время. Но мне кажется,
что изобретатели данной инициативы не совсем уверены в ее полезности и
поэтому был упразднен так называемый рейтинг автошкол, публикуемый
экзаменационными подразделениями ГИБДД ежеквартально на ведомственном
сайте.
Объединение экзамена на площадке
с экзаменом в городе конечно экономит время сотрудникам ГИБДД, но
снижает вероятность сдачи экзамена при одинаковом уровне подготовки, так
как количество допустимых штрафных баллов уменьшилось практически в 2
раза. При этом для проверки таких навыков как выполнение параллельной
парковки, гаража, эстакады и разворота могут использоваться участки
дорог с низким трафиком движения, что создает дополнительные сложности
при выполнении упражнений в виде посторонних автомобилей.
Зимний экзаменационный сезон
2021-2022 г.г. показал отсутствие всякого настроя со стороны руководства
ГИБДД на качественное предоставление государственной услуги, в частности
практического экзамена. Практически на протяжении всей зимы
использовались заваленные снегом парковки на улице Институтской. Высота
снежной каши достигала 15-17 см.
и делала невозможным движение легковых автомобилей. В качестве примера
предлагаю посмотреть
во это видео.
При внимательном просмотре Вы увидите как беспомощен кандидат в водители
перед зимней стихией на практическом экзамене в ГИБДД, автомобиль стоит
на месте при вращающихся колесах и глохнет от набившегося между днищем
автомобиля и дорожным покрытием снега. О принятии каких либо действенных
мер, направленных на приведение мест предоставления государственной
услуги в нормативное состояние мне не известно. При этом
неудовлетворительное состояние дорожного покрытия на этих парковках
вошло у экзаменаторов в привычку и они попросту перестали замечать эту
проблему. Фактически выпускники автошкол остались один на один с
бездействием коммунальных служб и безразличием ГИБДД.
Еще одним негативным моментом
зимнего экзаменационного сезона 2021-2022 г.г. стало проведение
практического экзамена, а именно проверка навыков выполнения
параллельной парковки и гаража в месте проведения практических занятий
автошколами. Не смотря на то, что действующий порядок проведения
экзаменов
предписывает необходимость ограничения движения пешеходов и иных
транспортных средств при проверке указанных навыков (если они
проверяются не на дороге где есть обозначенные разметкой парковочные
места), кандидаты в водители на экзамене были вынуждены лавировать между
учебными автомобилями и пешеходами.
Так
же выпускникам автошкол в ходе практического экзамена приходилось стоять
в очередь из учебных автомобилей для выполнение упражнений, при том, что
время, отводимое на практический экзамен, четко определено. На
фото с реального экзамена ГИБДД в последнем и предпоследнем автомобиле
сидят выпускники автошколы у которых уже начался экзамен и они просто
ждут... Так же ждет выполнения учеником упражнения и экзаменационный
автомобиль ГИБДД (белая Гранта)...
Упорное нежелание сотрудников
ГИБДД видеть эти проблемы, имеющие место на их глазах изо дня в день,
негативно сказывается как на качестве предоставления государственной
услуги, так и на глубине очереди на практический экзамен, так как шансы
сдать практический экзамен в данных условиях тают на глазах.
Хочется также
отметить,
что действующим порядком проведения практического экзамена предусмотрено
выполнение упражнений параллельная парковка и гараж на закрытых
площадках или автодромах автошкол, но руководство ГИБДД нашей области
пока не идет на этот шаг, предпочитая сменить общественную парковку на
площадку у областного управления ГИБДД, фактически заменив шило на мыло.
Что изменилось от этого? Да
практически ничего!
Очередь
из экзаменационных автомобилей осталась, а снежная каша деликатно по
сезону заменена на ямы и частичное отсутствие асфальта на испытательных
упражнениях.
И этот ужас, происходящий в
областном центре - столице "Золотого кольца", гордо называется
практическим экзаменом.
В
своих попытках окончательно запутать людей, сдающих экзамены в г.
Ярославле, автошколам периодически стали назначать место сбора у
областного управления Госавтоинспекции и только после прибытия всей
группы к месту сбора им сообщалось конкретное место проведения
практического экзамена.
Одним из таких замечательных мест служит парковка напротив дома
№7а по улице Журавлева, одновременно используемая сотрудниками полиции
для стоянки личного автотранспорта и проведения экзаменов.
Редкий
раз обходится без скандалов. Сотрудники полиции, паркующие автомобили в
указанном месте справедливо опасаются за сохранность своего
автомобильного имущества, а сдающие вынуждены толпиться в этом месте в
ожидании своей очереди на экзамен. Порой расстояние от разметочного
конуса до автомобиля не превышает 30-40 см.
Дополнительным атрибутом данного места проведения экзаменов являются
посторонние автомобили которые паркуются
либо на испытательных упражнения либо в непосредственной близости. Но
особый колорит этому месту добавляет необходимость выезжать носом
экзаменационного автомобиля на проезжую часть при выполнении заезда в
гараж, при
том, что в месте проведения экзамена должно быть обеспечено
отсутствие посторонних автомобилей и пешеходов! Еще раз напомню, что все
это происходит под носом руководителей областной Госавтоинспекции,
а точнее в 100 м. от областного управления.
Подтверждением того, что на предоставление услуг по проведению экзаменов
властным чиновникам наплевать является тот факт, что не смотря на
вступление в силу с 1 марта 2022 года нового порядка взаимодействия
ГИБДД и автошкол, место проведения экзамена у групп выпускников остается
тайной до последнего момента! И только благодаря обращению в адрес
УГИБДД Ярославской области на этот недостаток в работе экзаменационных
подразделений было обращено внимание.
То
есть часть автошкол сдают экзамены хоть и на общественной парковке, но в
условиях приближенных к нормальным и выполняю остановку на наклонном
участке на обычной дороге, а часть автошкол вынуждены наслаждаться этим
издевательством и штурмовать эстакаду шириной чуть больше ширины
автомобиля где за любое смещение в лево или в право сразу можешь
получить оценку "Не сдал".

Но
и этих сложностей, связанных с шириной эстакады,
ярославским экзаменаторам
показалось мало, и они решили именно перед заездом ученика на это
упражнение сажать в автомобиль инструктора и еще одного кандидата
в водители... увеличивая вес автомобиля дополнительно на 150 кг....
Браво!
При этом во время выполнения параллельной парковки и гаража
инструктор и другие сдающие гуляют на улице.
Готов предположить, что так не
везде... И может быть в ближайшее время должностные лица, отвечающие за
качество предоставления государственных услуг по линии ГИБДД в нашей
области, выглянут из своих кабинетов и обратят внимание на проблемы
людей добросовестно прошедших обучение в автошколах и мечтающих получить
качественную государственную услугу в любимом городе, а не пытающихся
купить права в Интернете.
Еще одним перегибом, по моему
субъективному мнению, является желание проводить практический экзамен в
г. Ярославле не только у выпускников ярославских автошкол... Это
"счастье" фактически навязано жителям Любима, Данилова и других
населенных пунктов, обращающимися за получением государственной услуги в
МРЭО ГИБДД (дислокация г. Данилов). Предлогом для "оправданий" служит
отсутствие в указанных населенных пунктах регулируемых перекрестков,
наличие которых, к слову, не являются в настоящее время обязательным
условием для создания (разработки) экзаменационного маршрута для
проведения практического экзамена. Изменение федеральных требований к
экзаменационным маршрутам прошло не замеченным для клиентов
МРЭО ГИБДД (дислокация г. Данилов) и толпы паломников из Любима,
Данилова и т.д. продолжают регулярно посещать г. Ярославль в надежде
сдать практический экзамен.
Аналогичная ситуация сложилась и
у жителей г. Новый Некоуз. При наличии своего
регистрационно-экзаменационного подразделения они вынуждены ехать
сдавать практический экзамен в г. Углич.
Многокилометровые и регулярные
(с учетом статистики) поездки к месту проведения практического экзамена
из удаленных населенных пунктов по нашим "замечательным" дорогам не
только ложатся значительным финансовым бременем на граждан в наше
сложное время, но и фактически угрожают их жизни и здоровью. Люди
вынуждены тратить целый день ради 30 минут общения с сотрудником ГИБДД,
отрывая себя от работы и семьи.
В сложившихся условиях
выпускники автошкол просто вынуждены самостоятельно искать пути решения
своих проблем и не факт, что эти поиски не выведут их на кривую
дорожку..., где они в лучшем случае станут легкой добычей для жуликов и
мошенников.
Мое глубочайшее убеждение
заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев люди при
получении прав идут по "неправильному" пути исключительно из-за того,
что правильный путь практически непроходим. И если на пути законного
получения водительского удостоверения возникают по естественным или
искусственным причинам различного рода препятствия, то этими
обстоятельствами обязательно воспользуется!
С
уважением,
А. Смирнов
|